ГРВ-БОС (БиоОбратная Связь)

Сейчас общепризнано, что в возникновении и развитии многих заболеваний ведущую роль играет стереотипное неадаптивное поведение в стрессовых ситуациях. Известно, что люди чаще всего заболевают на фоне тяжелых переживаний и неприятностей, либо в условиях влияния постоянно действующих негативных факторов (чувство неудовлетворенности, необходимость мириться с неприятной ситуацией и др.).

Существует множество приемов саморегуляции, с помощью которых можно не только повысить свою устойчивость к болезням, но и достичь существенных результатов в умении использовать ресурсы своего организма. Часть этих методов известна еще с древних времен (медитативные техники), другие появились не так давно (аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, дыхательные упражнения). Развитие современных аппаратных средств способствовало созданию уникальной лечебно-реабилитационной технологии, позволяющей более эффективно обучаться способам саморегуляции. Речь идет о компьютерном игровом биоуправлении.

Компьютерный игровой тренажер включает в себя несколько игровых сюжетов, носящих явный или скрытый соревновательный характер. Ход соревнования регулируется динамикой регистрируемого физиологического параметра: это может быть частота пульса, кожная температура, кожно-гальваническая реакция. Выиграть соревнование пациент сможет в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современных мультимедийных средств, повышают мотивацию тренирующегося, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции.

В процессе игрового тренинга человек приобретает неоценимую способность противостоять стрессу и заболеваниям, учится по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение тогда, когда требуется повышенная работоспособность, волевое усилие, мобилизация внимания.

Современный человек постоянно находится под воздействием хронического стресса, что приводит к постепенному разрушению здоровья и патологическим изменениям в организме. Стремясь избавиться от напряжения, люди выбирают разные пути: от алкоголя и никотина до занятий спортом. Однако способность успокаиваться и глубоко расслабляться дана каждому с рождения. С помощью методов биоуправления мы предлагаем Вам научиться достигать состояния релаксации, управляя важнейшими физиологическими параметрами — сердечным ритмом и температурой кончиков пальцев. И здесь на помощь приходит «ГРВ Пульс».

Вам понадобится прибор «ДЕТЕКТОР ПУЛЬСА» который соединит Вас с ГРВ Компактом, чтобы регистрировать физиологические процессы — сердечный ритм (пульс) или температуру кончиков пальцев. Это позволит управлять скоростью Вашего виртуального спортсмена с помощью Вашей мысли и воображения, а не джойстиком или клавиатурой. Чем глубже Вы сумеете расслабиться, тем медленнее будет Ваш пульс, тем выше будет температура и тем быстрее будет двигаться управляемый Вами персонаж на экране. Уникальные компьютерные игры «ВИРА!», «Ралли», «Магические кубики» с использованием биологической обратной связи. В этих играх Вы управляете водолазом, автомобилем, волшебником, участвуете в спортивном состязании или строите башню до небес. Цель игры проста: Вы выигрываете, если обучаетесь достигать состояния РЕЛАКСАЦИИ.

Вы играете и развлекаетесь, но в то же время Вы овладеваете искусством релаксации, чтобы снимать стрессовое напряжение. Вы можете играть в эту игру с друзьями и родственниками, организовывать соревнования, не выходя из дома, в комфортных условиях и в удобное время. Результаты каждого игрока хранятся в специальном архиве, из которого Вы и Ваш врач можете почерпнуть неоценимые сведения о состоянии Вашего здоровья. Победа в этой игре будет означать для Вас победу над Вашим плохим настроением и скверным самочувствием.

Вы спросите: а можно ли выиграть в виртуальном соревновании, когда игровая ситуация вызывает возбуждение, заставляет сердце биться чаще? Смысл наших игр именно в том, что они моделирует ситуацию, когда Вы должны оставаться спокойным и хладнокровным, несмотря на азарт. Вы обучаетесь мастерству использования Вашей воли для управления своими эмоциями в стрессовой ситуации.

Игровой тренажёр «Вира»

На экране вы видите двух водолазов. Ваш водолаз находится ближе и одет в синий водолазный костюм, а дальше находится Ваш соперник в зеленом костюме. После нажатия клавиши Start водолазы начинают опускаться на дно, и погружаются до тех пор, пока один из них не достигнет дна.

Справа находятся еще три картинки, иллюстрирующие наиболее важные элементы игры: положение водолазов на дистанции (вверху), изображения собранных трофеев (в середине) и график скорости погружения водолазов — динамику скорости погружения водолаза, которым Вы управляете через Детектор Пульса (синяя линия), и скорость Вашего соперника (зеленая линия).

Игровой тренажёр «Ралли»

Перед Вами гоночная трасса, как если бы Вы сидели за рулем автомобиля. В зеркале заднего вида можно увидеть автомобиль соперника. На экране также дается текущая информация о Вашем сердечном ритме (справа) и о времени прохождения дистанции и реакции (слева). Картинка показывает ход игры, а информация отражает изменения Вашего пульса и времени реакции в виде числовых значений.

Справа внизу Вы можете увидеть положение Вашей машины (зеленый кружок) и соперника (красный кружок) на дистанции.
Когда Вы расслабляетесь, Ваш пульс замедляется, и автомобиль движется быстрее. Чтобы обогнать соперника, Вам нужно уменьшить свой сердечный ритм.
Если Ваш пульс ниже порогового значения, стрелка спидометра отклоняется вправо, если выше — влево.

Игровой тренажёр «Магические кубики»

Перед Вами Волшебник, который занимается строительством башни из кубиков. Кубики ложатся друг на друга тем точнее, чем глубже Вы сумеете расслабиться и замедлить свое сердцебиение.
График внизу показывает, как меняется во времени регистрируемый параметр (зеленая кривая), и среднее значение этого параметра на начало игры (синяя прямая). Слева над кривой численное значение Вашего пульса в начале игры — это пороговое значение, то есть средний пульс за время установки Вами первых трех кубиков; справа отражается пульсовая динамика в ходе игры. Чтобы построить башню как можно выше, Вы должны добиться того, чтобы кривая держалась ниже прямой линии, то есть чем ниже Ваш пульс по сравнению с начальным, тем ниже кривая располагается относительно прямой. Чтобы Ваша башня стала как можно выше, Вы должны прогрессивно замедлять свой сердечный ритм. Если Вам это не удается, кубики рассыпаются, и нужно будет снова и снова начинать с нуля.